Медиаэкономика, 2021/2022 уч. год., лекция 3 - YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=-FOuFwf5XfY
Transcript:
(00:03) здравствуйте дорогие студентки и студенты мы продолжаем изучать медиа экономику и продолжаем говорить о медиа рынках в этой лекции речь пойдет о регулировании миди рынков это важная часть функционирования медиа и функционирование рынков потому что как мы помним из предыдущей лекции рынке не существует в без воздушной среде они пронизаны различными правилами и направила устанавливаемые устанавливаемые государством именуемые еще формальными институтами это один из важных элементов рынка влияющий на то как эти рынки
(00:47) функционируют и какие результаты какие продукты на этих рынках производятся и начнем мы со концептуализации регулирования медиа рынков и рынков культурных индустрии в целом и говоря об общей рамки можно сказать что существует два ну практически можно сказать противоположных подхода их ещё называют два полюса к регулированию медиа рынков и рынков культурных индустрий это так называемый американский не а либеральный подход и французский подход подход культурной исключительности политика культурной исключительности а мы
(01:38) поговорим про оба из них и так американские или не у либеральный подход предполагает исключительно коммерческую логику меди рынков дай предполагается что товары медия товар культурные ничем не отличаются от других товаров товаров других индустрий соответственно и в части регулирования таких рынков не должно быть каких-либо преференции или каких-либо отличий от других отраслей и таким образом продвижение например культурных индустрий в мире а происходит не под влиянием и не в логике там установления какой-то идеологии например
(02:29) а исключительно в коммерческой логике что чем больше допустим фильмов музыки телепрограммы произвели и продали тем больше мы заработали и когда этот это идеология этот подход формировался он скорее противопоставлялся коммунизму то есть коммерческий ориентированный на рынок подход противопоставляется коммунистической плановой экономики и собственно этот аспект тоже повлиял на формирование этого подхода одновременно с этим концепция свободного потока информации или free flow of informational также а была фактически
(03:26) поддержкой до легитимизации такого подхода в чем здесь была идея идея была в том что трансграничные коммуникации не должны иметь никаких ограничений и если вы помните в самой первой лекции мы говорили о таком из исследователи как и тильда солоку который профессор эмайти который написал книгу о технологии свободы вот это примерно авто уже логе укладывается в логику свободного потока информации которая не должна ни как ограничиваться регулироваться и значит сколько можете столько и производить а вот и в этом смысле как бы ни у
(04:17) либеральный подход она придерживается вот такой исключительно рыночной свободной история которая впрочем работает в обе стороны до с одной стороны мы говорим о том что не должно быть каких-то дополнительных преференций для этих рынков для этих продуктов с другой стороны мы мы говорим что они и как бы распространение этих продуктов тоже не должно никак ограничиваться то есть мы находимся в состоянии конкуренции или по-крайней мере стремимся к ней и собственно вот у нас есть идея о свободных потоках информации кто сильнее
(05:00) да кто успешнее кто конкурент не тот значит и занимает это пространство и также этот подход да эта политика существует не только на уровне там разговоров или какой-то идеалами идеологической концепции но и на уровне а документов на уровне официального регулирования допустим на уровне году то что называется general agreement on the ribs and freight на то есть документ который регулирует тарифы правила торговли правила распространения данных товаров и собственно в соответствии с этим соглашением никакой никаких преференций
(05:57) никаких бонусов а культурным продуктом не предоставляется а другой подход который называется еще а французским а получил название политика культурной исключительности и как может уже быть понятно из названия культурной исключительность речь идет о диаметрально противоположном представлением о том что культурные продукты не являются классическими рыночными товарами это товары не только рыночные но и социально укорененные и мы помним опять же из первой лекции в самом начале мы говорили о сложности о меде экономики потому что
(06:50) медиа продукт и культурные продукты это не только а рыночные блага но и одновременно общественные институты и соответственно они выполняют функции не только как бы вот в логике рыночного обмена удовлетворения спроса да но и различные функции связанные с обществом с поддержанием гражданского общества с информированием населения и так далее а что еще важно в политике культурные исключительности что поскольку эти товары сложные особенные социально укорененные они не могут определяться исключительно широкими массами не
(07:32) критически настроены что имеется ввиду имеется виду что по простому говоря большинство решать здесь не может что если мы идем в логике рыночные до логике спроса и предложения т.е. здесь будет такая же идея что кто значит на какие продукты спрос формируется да такие мы производим и мы знаем уже каким последствиям это может привести до к сдвигу например в сторону более простого контента развлекательного контента и и так далее и соответственно идея политики культурные исключительности она говорит о том что нет так быть не должно то есть этим
(08:28) продуктом необходима особая поддержка и не все может решаться в логике спроса и предложения то есть какие-то продукты какие-то товары какое-то содержание да какие то символические смысла должны поддерживаться государством особо почему потому что вам исключительно рыночной логики они просто ним не смогут быть произведены а вот таким образом культурные продукты требуют особой защиты и к ним не должны применяться общие нормы например тарификации нормы торговли и так далее а то есть они особые и таким образом политика культурной
(09:14) исключительности по крайней мере во франции а франция была пионером в этой области в этой сфере да то есть а полюс политики культурной исключительности связываю чаще всего с франции с с этой страной и ее политикой значит был принят ряд мер для обеспечения именно защиты французским культурным продукт культурным медиа продуктом какие-то меры ну например и так вот и для тв и радио программ да то есть какая-то часть программ на в телеэфире в радио эфире должны быть французскими и должны там вероятно освещать какие-то темы например да то
(10:06) есть как бы здесь может быть поддержкой и по фактору страны производства этого медиа продукта и по факту содержания это различные субвенции да то есть вы выплаты платежи помощь работникам шоу-бизнеса работающих по краткосрочным контрактам с перерывами а в потоках доходов здесь имеется ввиду что как мы знаем работа в миде работа в культурных индустриях это часто проектная работа и а люди часто не имеют допустим постоянного трудоустройства да то есть они работают от проекта к проекту и оплата им производится соответствующим образом мы
(11:01) будем говорить об этом подробнее в следующей реакции когда будем говорить о бизнес моделях медиа и собственно это создает определенное неустойчиво неустойчивость труда до определенную приторность трудовых отношений и собственно меры и государственные приняты призваны этот эту проблему как-то устранять энап или например фиксированные цены на книги да то есть книжная индустрия тоже на рассматривается как часть культурных индустрий и чисто рыночная история с ценообразованием здесь не может быть потому что таким образом
(11:47) а действовать в аппарата мистической рыночной логики компании могут устанавливать высокие цены что в целом будет иметь негативное влияние на общество да почему потому что люди не смогут покупать книги или будут покупать их меньше и это в целом а будет влиять на образованность обществе на уровень культуры дано качества человеческого капитала и так далее соответственно значит устанавливается фиксированная цена и с помощью субвенций или других форм и помощь и книжной индустрии как как-то вот это выравнивается чтобы
(12:28) компании могли существовать между тем в последние годы вышло много публикаций которые говорят о деградации именно этого направления регулирования медиа да и собственно вот здесь я предлагаю вам ряд а публикаций на эту тему можете их прочитать самостоятельно это по желанию здесь конечно важную роль играет влияние социальных платформ социальных медиа глобальных игроков которые влияют на так называемую французскую модель создавая определенный кризис но тем не менее все равно если сравнивать допустим французскую и американскую модель и сегодня а мы видим
(13:27) что в плане регулирования рынка в плане поддержки рынка а медиа и культурных индустрий конечно разница сохраняется и во франции сохраняется более активно и более как сказать более видимое положение государства что-либо регулирование и в поддержке значит медиа и какие же инструменты используются или могут использоваться в части госполитики в отношении меди здесь я не говорю уже про францию не говорю о том что именно эти инструменты использовать связи скорее для общего понимания того как государством как газ политика может
(14:25) влиять на медиа рынок и наверно самый яркий пример самый видимый пример по крайней мере в случае с европейскими странами это общественное телевидение чуть позже мы еще поговорим подробнее про то что такое общественное телевидение но вероятно многие из вас знают что это такая форма а телевещания которые не является коммерческой то есть существует существует не за счет доходов от рекламы или других коммерческих поступлений но и при этом не является государстве да то есть это не государственное телевещания как например
(15:18) случае с российским богатырка когда сми финансируется напрямую из госбюджет это эта форма когда сми финансируется обществом в том смысле что каждый гражданин имеющий дома а телевизор платит определенный налог который называется еще lays in сфе которые собственно и идут на поддержание и функционирование этого телеканала и в этом смысле в этом смысле государство здесь играет роль а только перераспределить или государства является перераспределить илим посредником в том смысле что она предоставляет как бы посредничество в
(16:14) части сбора налогов и бы предоставление и их до передачи этой этих денег телеканалу но не происходит вмешательства впали в политику этого телеканала до влияния на повестку и какой то какой то цензуры как это бывает в случае с государственными меди далее это субсидии и налоговое регулирование для объектов медику представляющих культурное наследие да то есть различные музейные экспонаты в музее в целом архитектурные сооружения и так далее да то есть то что представляет культурную культурную ценность культурное наследие
(17:02) при этом они обязательно материально может быть и не материальная да то есть например если культурным наследием является какая-то особая форма игры на музыкальных инструментах например да или форма пение то это тоже может подпадать под а это определение соответственно такие формы культуры будут поддерживаться аудиовизуальная продукция это например о формировании так называемых общественных фондов которые пополняются другими коммерческими игроками отчасти такая же история существует и для общественного тв да когда
(17:45) и не только граждане платят налог на общественное телевидение но и может быть такая форма когда другие коммерческие игроки в отрасли то есть другие коммерческие телеканалы платят налог особый налог который идет на поддержку общественного вещателя вот и в этой же логике работают общественные фонды когда коммерчески игроки значит выделяют средства дал проще говоря скидываются отчисляют средства в эти общественные фонды и из этих фондов потом создаются допустим визуальные медиа продукт и да там фильмы телепрограммы допустим да или радио
(18:32) программы и так далее посвященные каким-то темам или проблемам которые не являются как сказать рентабельными в рыночной логики да то есть ну традиционно это у нас темы про историю культуру и искусство и так далее а те темы которые важны для общества для поддержания как бы здоровья общества до для поддержания нормальных процессов в обществе гражданском обществе но при этом с точки зрения рынка эти темы не рейтинговой эти темы не собирают аудиторию соответственно в рыночной логики вам производить их не выгодно а
(19:12) прямое вас финансирования например в случае с кино индустрии и налогообложения допустим сниженная налогообложения для поддержки локального производства локального то есть реализм реализуемого на территории страны или в отдельных регионах тут могут быть налоговые льготы а значит с точки зрения вещания может быть квота для национального производства дома я про это уже говорили несколько секунд ранее что может об определенное время эфира допустим отдаваться под национальный контент и это эти минуты радио эфира теле эфиры не
(20:00) могут быть заняты другими передачами или другим контент да то есть только опустим там француз программа или российская программа в случае с российским телевидением или региональная программа в случится региональным вещанием как например в случае с в гтк россия 1 после выпуска новостей обязательно идет в резко региональная да и они не могут условно говоря начать трансляцию вечернего фильма без врезки региональных новостей и субсидии на обещание в отдаленные районы это действует во многих странах в россии тоже есть такая поддержка для обещания в
(20:53) допустим отдаленные регионы или регионы или местности с низким с низким уровнем населения да потому что опять же возвращаемся здесь к дихотомии рыночной и общественной логике когда вы чисто коммерческий брок вам интересно вещать куда вам интересно вещать туда где ваши потенциальные ваша потенциальная аудитория которую вы можете продать рекламодатель соответственно если у вас в регионе население маленькая то вы потом к модифицировать до вспоминаем далласа смайта к модифицировать эту аудиторию не сможете рекламодателю что интересно доступ
(21:40) большой аудитории ему не интересен это маленькие поселки маленькие городки где живет там а 3 тысяч человек вот и в этом смысле опять же будучи чисто коммерческим игроком вам не выгодно обещать его города с населением например меньше ста тысяч человек случае с россией и в этом смысле государство субсидирует вещами в эти отдаленные районы потому что опять же возвращаясь к идее о двойственности это не только коммерческий продукт но и общественно людей нужно информировать и чисто коммерческий брок это сделать не может
(22:23) случае с прессы это прямые субсидии когда выделяются деньги на поддержку прессы на ее выпуск или распространение в случае с театральным производством с театральными performance сами эта поддержка креативного труда как мы уже говорили временных команд проектных команд для обеспечения этим людям устойчивых условий для жизни вот в условиях такого неустойчивого трудоустройство идем дальше а звучит все хорошо да с точки зрения государственной поддержки культурные исключительности но нужно понимать что идеальной модели не туда то есть обе
(23:18) модели и неолиберальная и и модель политики культурные исключительности имеют плюсы и минусы и если с либеральной моделью тут как бы критика более-менее с неолиберальной модели более-менее ясно она заключается в том как я уже говорила что амедео нельзя считать чисто рыночным благом что это также и общественный институт и что чисто коммерческая логика создает так называемый провал рынка провал медиарынка связаны с неба информированием людей по каким-то и не рейтинговым но общественной социально значимым проблемам вот и собственно в
(24:08) случае с политикой культурной исключительности такой проблемы нету но возникают другие проблемы и собственное направление критики этой модели заключаются например в создании ренты да то есть в создании определенных зависимых отношений между производителями культурных продуктов и государством да что они сидят и ждут финансирования ждут поддержки и собственно не стремятся да какой какому-то креативному развитию и какому-то росту потому что они знают что они все равно получат свою поддержку вот и как бы палить культурные исключительности
(24:56) например не отрицает и не говорит что они должно быть коммерческой деятельности а в этом смысле как раз создается угрозы и для коммерческой деятельности медиа потому что зачем нам быть коммерчески очень успешными если мы тогда не будем получать деньги от государства вот так же происходит но определенная бюрократизация процессов дав там смысле что выстраиваются такие формальные а созависимые отношения связанные договоренностями с государством связанные с контрактами с государством и в этом смысле опять же коммерческая логика она
(25:42) еще сильнее страдает вымывание креативности связано здесь с тем как я что я уже сказала что нет необходимости стремиться быть лучше и делать более классные более интересные более захватывающей продукт потому что поддержка все равно и так придет поэтому будем делать что-нибудь не возможность оценки здесь связаны с тем что вот как раз вот это вымывания креативности сложные оценить да то есть сложно сказать хорошо медиа потратили эти деньги или не хорошо то есть критериев качественности продукта или критерия в правильности а траты выделяемых средств
(26:38) ну фактически очень сложно разработать такие критерии чтобы они удовлетворяли всем и чтобы они как бы были универсальными и в этом смысле все равно возникает возникает и остается проблема оценки того что насколько эти средства были потрачены эффективно насколько эти средства были как бы потрачены именно натана что нужно было а может быть нужно было снимать фильм не про историю а про культуру или про какие социальные проблемы и так далее вот то есть это та же проблема остается а дальше сохраняется проблема неэффективности регистре бутсы он най
(27:26) политики вот как раз продолжая не возможность оценки эта проблема с тем как допустим сумму выделяемое государственной поддержки культурных индустрии распределить кому дать больше кому дать меньше какая индустрия больше нуждается в поддержке какое меньше это книги допустим или кино или телевидении или театр и каждая индустрия конечно считает что нужно помогать именно им нужно поддерживать именно их и очень сложно как бы всегда возникают определенные трене определенные конфликты в том чтобы разобраться кому нужнее вот и конечно такие отношения
(28:12) создают большое пространство для различных корпусу коррупционных схем не формальных договорённостей и так далее когда распределение средств происходит там по принципу лично знаком с буквой н насти и так далее а если а переходить уже к гос политики в области сми в области медиа в постсоветской россии то наша страна прошла разные этапы да здесь и я говорю именно про постсоветский период то есть период советского союза я сразу опускаю поскольку это отдельный разговор существующее вне рынка здесь же мы говорим о тех этапах которые
(29:11) прошла у вас политика в области сми уже в новейшей истории и можно сказать что фактически период такой неолиберальной модели не у либеральной логике поддержки меди он был довольно краток хотя и был в нашей стране но довольно быстро он вернулся как бы вернулся вспоминая советский период до к большому значению государства большой роли господдержки в биться давайте подробнее это разберем значит собственно после распада советского союза была идея так называемой перезагрузки отношений государства и медиа медиа получили свободу получили независимость
(30:09) хотя полной приватизации медиа не произошло потому что указом президента ельцина ртр то что сейчас называется богатырка сохранили статус государственного сми но большинство других медиа оказались коммерческими игроками оказались рыночными игроками и собственно довольно краткий период до 1992 года как отмечает андрей рихтер сми значит вот существовали в чисто рыночной парадигме не получая никакой господдержки действо исключительно в логике рынка принимая во внимание конечно тот специфический рынок который существовал на тот момент как
(31:09) раз был а период наибольшей свободы и независимости меди такой золотой период в постсоветской россии для свободы слова для свободы медиа пока в 90 втором году на фоне реформ не произошла либерализация цен то есть цены отпустили рыночные цены и произошел стремительный рост всего в том числе в случае смеете рост цен на розницу на подписку и это конечно привело к катастрофическому снижению количество выписываемых газет социальной апатии у населения сейчас я говорю именно о примере печатной прессы и собственно в этот момент
(32:01) многие газеты оказались на край на грани краха на грани закрытия и встал вопрос о необходимости прямых финансовых дотаций правительство органам печать к чему он встал потому что собственно по старой памяти как это было в советские времена сми руководители сми решили что государство должно помочь да тут очень важно понимать определенную такой ps dependence да зависть зависимость от выбранного пути что если ранишь в течение десятилетий амедео получали поддержку от государства и надо понимать что руководители этих медет
(32:47) были все те же самые люди все те же редакторы директора которые руководили комедия в советский период и собственно у них у других даже вопросов не возникло что надо по государство должно помочь а то есть не то чтобы это единственная единственный возможный путь мы знаем что в других странах этого не произошло и но вот в россии это произошло так и собственно все это под соусом таких псевдо а философских размышлений о том что дотации неизбежны о том что закрытие той или иной газеты будет представлять угрозу духовной
(33:32) деградации людей то что необходимо уберечь общество от краха прессы то что газета это незаменимое информационно психологическое обеспечение реформ да и цитаты по андрея ректору то есть а все эти позиции высказывались в тогдашних сми которые пришли и собственно государству за поддержкой сразу скажу что не все сметы сделаны например те бизнесмены которые мы знаем сегодня коммерсант ведомости они отказались от этой позиции от этой идеи и продолжили значит рыночную стратегию рыночное поведение но вот например газета труд и ряд других они
(34:28) обратились за помощью и получили эту помощь от государства вот и здесь важно понимать что этот шаг рассуждая теперь уже в логике вообще всей хронологии развития медиа в постсоветской россии был символически очень важен потому что он фактически показал желание и потребность медиа получат господдержку а тгасу получать поддержку от государства со всеми вытекающими отсюда последствиями до связанными со пределе с выстраиванием определенных а зависимых отношений и так далее так вот дотация для сми а на покрытие убытков шиша
(35:18) широко практиковались в первой половине 90-х годов на парламентских выборах шестого года когда уже начались другие значит процессы процессы связанные с распределением меди по сферам политического влияния и здесь над сказать не то чтобы это мера была неизбежной то есть можно было не поддерживать смену закрылась бы какое-то количество газет рынок было бы здоровее а то есть понятно что никакой духовной деградации людей не произошло бы если там газета труд по моим не знаю твоих она сейчас например перестала бы существовать
(36:07) вот с точки зрения как бы здоровье рынка и здоровья отношения медиа и власти независимости была бы вероятно болезни но тут сослагательных наклонений быть не может произошло так как произошло и далее а несколько слов уже про поддержку а телевещания значит в девяносто восьмом году был выпущен указ о мерах государственной поддержки акционерного общества а р т это то что сейчас у нас первый канал и значит тогда выбрал внешэкономбанком было предоставлено обеспечение акционерам о р т н на сумму около 100 миллионов долларов и
(36:57) фактически эта сумма не возвращено до сих пор на то есть от еще один яркий пример того как устанавливали лась логика или идеология если хотите отношений государства и меди и роли государства в в медиа рынке в постсоветском периоде это вот такая можно сказать логика подарка что просто государство дало деньги да то есть руководство сумело договориться определенные договоренности были да и вот значит просто просто дали деньги все и отчасти можно сказать что вот это вот идея о том что государство должно поддерживать она а как бы очень
(37:48) распространена среди российских медиа но определенная здесь есть влияние и исторического развития до советского периода и собственно как бы никакого этического конфликта у медиа у работников медиа это не вызывает вот и после 95 года был были предоставлены льготы широкому кругу сми и также был принят закон о господдержке средств массовой информации и книгоиздания российской федерации вот и собственно здесь уже льготы предоставлялись на уровне налогообложения ну за исключением сми рекламного и эротического характера
(38:47) вот для других сми существовали льготы связанные с более мягким налогообложением здесь вот как раз более подробно про это сказано например эти сми освобождались от ндс налога на добавленную стоимость от налога на прибыль но важно понимать что только для той деятельности которая была связана непосредственно с их основной деятельностью да то есть если это газета то только на деятельность связана с выпуском газеты если газеты еще печатала не знаю там у себя в типографии какие-нибудь буклет это на это понятное дело не распространялась так же с
(39:29) телевещанием и так далее освобождение от таможенных пошлин несвязанных например с импортом бумаги оборудование импортом экстракт периодических печатных сми да и еще важная форма поддержки это оплата услуг почт и телеграфа тогда еще использовался телефона и очень важно аренда помещений по самым низким ставкам до то есть сми могли арендовать помещение по ценам ниже рыночных да и это тоже было очень важно очень значимой поддержкой для редакций и как раз уже позже когда определенные определенное закручивание гаек в
(40:17) российских медиа уже в двухтысячных годах стало происходить один из факторов влияния на эти меди это как раз было а как бы разрыв договоров аренды на аренду помещения и медиа конечно уже в существующей бизнес-модели не могли уже себе позволить допустимо это помещение им приходилось переезжать в другие здания более там дешёвые или просто как бы это было фактором закрыть и действительно мы знаем много примеров медиа региональных медиа например которые перестали существовать потому что их выселили из существующего здания
(41:04) до разорвали расторгли договор аренды а новые они найти не смогли ни по бюджетам они не проходили в существующие рыночные цены вот и также существовал федеральный закон об экономической поддержки районных или городских газет что представляло определенную помощь еще вот именно этому типу митя местные прессе и значит переходим уже к настоящему времени действие этих законов а вот этот закон о господдержке был действительно хорош чем он был хорош тем что он предполагал как и во многих других западных странах поддержку на уровне
(41:55) инфраструктуры то есть он не вмешивался напрямую в редакционную политику да вы видите что здесь нету никакого никаких форм поддержки направленных на конкретно контент а имел такой скорее инфраструктурный характер то есть поддерживал на уровне создания и дистрибуции продукты закупки оборудования и так далее так вот значит действие законов было прекращено в 2004 году и таким образом а это можно трактовать как бы как шажок в сторону неолиберальные логики да вспоминаем о американскую французскую модели то есть когда у вас действует льготная
(42:46) налогообложение или другие льготы для меди а то вы как бы говорите что вот этой индустрии у нас требует особых условий особой поддержки здесь же мы видим что государству как бы больше не признает за сми особого статуса требующего создания но какого-то специального экономического режима какой-то специальной экономической поддержки и поэтапно проходит происходит процесс поднятия ндс то есть если ранее как мы помним да меди освобождались от налога на добавленную стоимость то постепенно он поднимался поднимался и на
(43:30) сегодняшний день насколько я знаю сми платят такой же ндс как все другие отрасли также происходит рост страховых отчислений да если в 2010 году социальный налог составлял 14 процентов а в 2011 году значит взносы выросли в 2000 лида 26 процентов и наконец тысячи четырнадцатого года опять же как и в случае с ндс редакции стали платить наравне со всеми наравне со всеми другими индустрии не то есть 30 2 процента а вот в этом смысле а можно предположить что россия здесь как бы от какого-то периода связанного с
(44:35) логикой о политике культурные исключительности поддержки медиа перешла на сторону неолиберальную на более рыночный подход и либеральную риторику но на самом деле фактически мы видим определенную двойственную логику регулирования медиа в россии то есть с одной стороны мы действительно прослеживаем артикулирует и политическими элитами рыночный подход и либеральная риторику о том что медиа должны значит зарабатывать сами государство не должно их поддерживать и и все такое с другой стороны мы видим что государство продолжает выделять средства
(45:25) на поддержку культурных индустрий в том числе масс-медиа и здесь вы можете посмотреть например правит бюджета на 2000 20000 22 годы на поддержку средств массовой информации и кого поддерживают в первую очередь поддерживают это государственные медиа это например общественное телевидение россии первый канал богатырка его новости которому принадлежит а телеканал arte телеканал звезда министерство обороны информационное агентство россия сегодня да и вы видите какие суммы например выделяются на поддержку в гдр к и arte
(46:12) то есть в этом смысле это двойная логика такая она ногу шизофреническая да почему потому что мы видим что это логика оставляет очень такое эффективное пространство для маневра в части государственной риторики для тех медиа которые значит по каким-то причинам становятся неугодные или переходят какие-то неписаные правила значит включается резко рыночный механизм и мы знаем много примеров медиа которые перестали существовать потом по чисто ну как это представляется да по чисто экономическим причинам они смогли выжить в рыночной среде с другой
(47:03) стороны мы видим большие преференции определенному кругу meter которая осуществляет государственная информированная государственную пропаганду и 1 эти медиа вот это рыночная рыночная риторика либеральная риторика как бы не распространяется на то есть допустим тот же в гтрк который одновременно является одним из лидеров по размещению рекламы или первый канал да одновременно получают еще и огромные огромную поддержку из средств госбюджета вот и в этом смысле конечно вот такая вот двойственность сохраняется и влияет на