читать ~20 минут

маркетинг в степени маяковского

Знакомый лозунг, да? Наверное, даже не нужно представлять его автора — В. И. Ленина. Мы начинаем именно с него, а не с Маяковского: важно понять, кто стоял у истоков маркетинга в СССР, причем тут Маяковский и как появилось первое рекламное агентство в СССР.
Взглянем на лозунг. Что мы можем увидеть сразу? Разделение на три целевых аудитории и офферы для каждой из них в одном лозунге. Ленин отлично умел продавать советскую власть и себя как лидера. В 20-х годах 20-го века ему на помощь пришли двое: поэт Владимир Маяковский, произведения которого он сначала не воспринимал, и художник Александр Родченко. Но об их тандеме мы еще поговорим.
Чтобы посмотреть, где оффер, а где — аудитория, наведите на слово из лозунга
Чтобы посмотреть, где оффер, а где — аудитория, нажмите на слово из лозунга
Это цитата главного героя из фильма "Москва 2017". В его словах — истина: Ленин действительно сформировал основные теории маркетинга задолго до Филипа Котлера, который только в 1967 написал книгу "Маркетинг. Менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль».
Посмотрите видео: это отрывок из «Москвы 2017» — главный герой рассказывает, почему создателем маркетинга считается Ленин. А еще, в этом фрагменте видны плакаты Маяковского.
Маркетинг придумал Ленин. И теперь это фундамент мировой экономики. Великая мировая брендовая революция победила
Маркетинг придумал Ленин. Но даже с его талантом было невозможно всецело посвятить себя рекламе в СССР. На этих страницах жизни Ленина мы замечаем Маяковского.
Первое их заочное знакомство совсем не задалось:
Как не стыдно голосовать за издание 150 000 000 Маяковского? Вздор, глупо, махровая глупость и претенциозность. По-моему, печатать такие вещи лишь <...> для библиотек и для чудаков
– экспрессивно и с упреком замечал Ленин. А зря: Маяковский был на его стороне, все-таки Владимир Владимирович — один из создателей и маркетологов революции. Но Ленин гнул свою линию:
Надо это пресечь. Условимся, чтобы не больше двух раз в год печатать этих футуристов
Личное знакомство должно было порвать все связи между ними:
— Кто у вас есть?
— Никого.
— Заведующий здесь?
— Нет.
— А кто его замещает?
— Никто.
— Значит, нет никого? Совсем?
— Совсем никого.
— Здорово!
— А кто говорит?
— Ленин!
Маяковский долго не мог опомниться после этого разговора.
Маяковский, в свою очередь, восторгался Лениным, что подтверждают его произведения:
я русский бы выучил
только за то,
что им
разговаривал Ленин.
Но кто ж
удержится,
чтоб славу
нашему не воспеть Ильичу?
«Нашему юношеству»
«Владимир Ильич!»
Вскоре Ленин понял, что Маяковского не нужно бояться — с ним нужно сотрудничать:
Вчера я случайно прочитал в «Известиях» стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они всё заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно
Так, Маяковский и Ленин нашли друг друга не только как люди с одинаковыми взглядами на политику и революцию, но и как мощный маркетинговый дуэт, который позже превратился в трио.


Нет, это не обман, чтобы набрать классы. Маяковский действительно немного дизайнер.
Прежде чем мы начнем, ответьте себе на вопрос: какими навыками должен обладать хороший маркетолог?
Наверное, сейчас у вас в голове обезьяна с тарелками и мысли: «Эээ… ну… умением людей завлекать»
Наиболее опытные ребята скажут, что классный маркетолог обязательно умеет делать всё понемногу: и таргетинг настраивать, и дизайн делать, и креативы с анимацией монтировать, и анализировать конверсию в подписку. Но, как правило, маркетолог знает большинство тем поверхностно, а «с головой» влезает только в одну-две. И это логично, ведь нельзя одновременно контролировать множество задач.
Маяковский не знал, что он — хороший маркетолог, и следовал интуиции. В 1911 году он поражал харизмой учеников Московского училища ваяния и зодчества. Поэт рисовал в абсолютно разных стилях: фраза «Талантливый человек талантлив во всем» означает: почти все, за что брался Маяковский, будь то поэзия, живопись, драматургия — получалось. И то, что внутри каждой дисциплины, у поэта тоже выходило отлично.
Хотя, его картины были не идеальные — этого маркетологу и не надо. Холсты Маяковского преподаватель редко хвалил и редко ругал: его чаще беспокоил бунтарский характер поэта и его поведение в училище.
Тест
Проверка интуиции: сможете угадать, какие картины написал Маяковский, а какие — другие художники?
Смогу, поехали!
Жираф — дело рук Маяковского?
Верно! К жирафам у поэта была особая любовь. В начале XX века целый ряд его рисунков получил название «Жирафья серия». Жираф - образ и самого Маяковского, так его называли друзья. А как иначе, если двухметровый поэт частенько появлялся на публике в желтой кофте с черными манжетами и воротником?
Вы что! К жирафам у поэта была особая любовь. В начале XX века целый ряд его рисунков получил название «Жирафья серия». Жираф - образ и самого Маяковского, так его называли друзья. А как иначе, если двухметровый поэт частенько появлялся на публике в желтой кофте с черными манжетами и воротником?
Дальше
Проверить
Скорее к результату!
Что значит эта абстракция? Ой, не тот вопрос... Это писал Маяковский?
И правильно. Маяковский очень любил абстракцию не только в поэзии, но и в живописи. Это — «Рулетка» Маяковского, он написал ее в 1915 году.
Это Маяковский. Поэт очень любил абстракцию не только в поэзии, но и в живописи. Это — «Рулетка» Маяковского, он написал ее в 1915 году.
Дальше
Проверить
Скорее к результату!
Ну а эта картина?
Видимо, не очень видно 😁 Это — "Большевик", его написал Борис Кустодиев в 1920 году
Верно! Это — "Большевик", его написал Борис Кустодиев в 1920 году
Дальше
Проверить
Скорее к результату!
Продолжаем. Это — Маяковский?
Класс, верно! «Сидящая натурщица» кисти Маяковского, 1911 год. Кстати, у поэта есть похожая картина, написанная двумя годами позже — «Натурщица»
Он, он. «Сидящая натурщица» кисти Маяковского, 1911 год. Кстати, у поэта есть похожая картина, написанная двумя годами позже — «Натурщица»
Дальше
Проверить
Скорее к результату!
Это — шарж Ильи Репина. А кто художник?
Верно! Портрет-шарж «Репин И. Е.» 1915 год
Если назвать Маяковского уличным художником, то да, похоже! Портрет-шарж «Репин И. Е.» написал Маяковский в 1915 году
Дальше
Проверить
Скорее к результату!
Большая часть теста позади! А это написал Владимир Владимирович?
Это «Геологи» кисти П.Ф. Никонова, 1962 год
Верно! Это «Геологи» кисти П.Ф. Никонова, 1962 год
Дальше
Проверить
Скорее к результату!
А не это ли вторая «Натурщица» Маяковского?
На второй «Натурщице» Маяковского тоже изображена женщина в синем платье. Но это «Дама в синем (Певица К. В. Улинич)» (1912) П.И. Келина. Келин — учитель Маяковского.
И это правильно! На второй «Натурщице» Маяковского тоже изображена женщина в синем платье. Но это «Дама в синем (Певица К. В. Улинич)» (1912) П.И. Келина. Келин — учитель Маяковского.
Дальше
Проверить
Скорее к результату!
Интересная абстракция. Но вопрос все тот же — а художник кто? Подсказка есть на самой картине
Вы правы! Это иллюстрация «К облаку в штанах»
Ну как можно было не заметить подсказку?) Это же иллюстрация Маяковского «К облаку в штанах»
Дальше
Проверить
Скорее к результату!
И это последний вопрос! Кто написал эту картину?
Почти. Похоже на стиль Маяковского, да. Но это — К.Ф. Юон. Новая планета, 1921
Верно! Это написал К.Ф. Юон. Новая планета, 1921
Дальше
Проверить
Скорее к результату!
Стоит подтянуть...
Увы, но вы не профи в живописи Маяковского. Зато мы уверены, что вы — специалист в другой области его творчества!
Я запомнил правильные ответы и хочу пройти еще раз :)
Совсем неплохо!
Класс! Вы достаточно много знаете о картинах Маяковского!
Я запомнил правильные ответы и хочу пройти еще раз :)
А вы часом не Маяковский?
Скорее всего, нет. Но вы очень классно разбираетесь в его живописи! Так держать!
Я запомнил правильные ответы и хочу пройти еще раз :)
Гений Маяковского распределился, в том числе, на картины. Но куда хорошему маркетологу без дизайна? Тут либо учиться самому, либо работать в паре с дизайнером. Что, собственно, и сделал Маяковский.
Регистрироваться на бесплатный вебинар не надо, просто листайте
Присаживайтесь — это машина времени
Маяковский начинает сотрудничать с государством
Сотрудничество Маяковского и чиновников прекращается
Создание «Реклам–конструктора»
«Реклам–конструктор» перестает существовать
Мы отправляемся прямиком в 1919 год. На полках магазинов от недостатка продуктов вешаются уже не мыши, а продавцы.
Возникает логичный вопрос: зачем нужна реклама продуктов, которых нет? Ответ неочевиден: нужна антиреклама того, что заставило продукты исчезнуть.
Государство обращается в РОСТА за серией плакатов, и Маяковскому в очередной раз повезло: он увидел один из лозунгов на улице, бросил свою любимую женщину — Лилю — в камыши и побежал устраиваться в агентство. Хотя в реальности Лиля не испытала счастья понежиться в болоте, в тот момент Маяковского осенило, что он хочет заниматься именно рекламой.
Уникальный слог стихов Маяковского и его поэтический стиль более чем подходили под цели рекламы: кричащие, агрессивные призывы. Это Маяковский умел.
Маяковский проработал с правительством 2 года, и, как только приняли НЭП, сотрудничество новоиспеченного маркетолога и чиновников прекратилось. Но на этом история о маркетологе Маяковском только начинается. И нам снова на борт машины времени. Полетим к дизайнерам. Ой, простите, ошиблись веком! К художникам и фотографам, конечно.
Однажды советскому фотографу, Александру Родченко, предложили сделать рекламный плакат для «Добролета». Родченко мучался очень долго, и это более чем объяснимо: он — не смысловик, он — художник. Заставьте копирайтера сверстать сайт в HTML, и получите что-то эквивалентное плакату Родченко (естественно, с точки зрения текста)
Плакат Родченко
Маяковский увидел его работу и от души рассмеялся (как рассмеялся бы верстальщик, увидевший сайт копирайтера). Родченко обиделся: он, вообще-то, художник! А придумывать тексты — работа поэтов. Таких, как Маяковский.
Владимир Владимирович не любил тянуть — он сразу пошел в ГУМ и договорился с администрацией о рекламе. А потом договорился и с Родченко: он стал иллюстрировать его лозунги.
Поздравляем! Мы дошли до момента открытия первого негласного рекламного агентства: «Реклам–конструктор Маяковский–Родченко».
Они оба не терпели простоты. Маяковский не любил все, что было обычным:«Реклама должна быть разнообразием, выдумкой». Родченко поддерживал его.
А предприниматели задумались о оригинальной рекламе своих продуктов: до них дошло, что просто продавать с милой улыбкой — уже не актуально.
Так, реклама Маяковского и Родченко кардинально отличалась от других плакатов. В текстах агентства не было штампов и канцеляризмов, а плакаты отличались сочностью, яркостью и необычными призывами. Посмотрите сами!
Тандем «Маяковский–Родченко» стал рекламным агентством полного цикла. Обычный день у Маяковского начинался с обхода предприятий, и в кабинетах директоров разыгрывался спектакль «Здравствуйте, я — Маяковский, я увеличиваю продажи». И это работало: днем он приходил к Родченко с портфелем, набитым информацией о клиентах. Они использовали ее в рекламе. Вечером они разрабатывали тексты и рисунки. Кстати, Маяковский часто предлагал идеи для оформления, которые Родченко вежливо игнорировал.
Создатели агентства относились к работе не поверхностно, а серьезно и вдумчиво. Каждый новый заказ не был «очередным», а рассматривался ими как творческий вызов и челлендж. И, надо сказать, эти челленджи они всегда выигрывали. Для некоторых проектов Маяковский даже привлекал Лилю Брик.
Плакат с Лилей Брик
И работа выдающегося дуэта была замечена: в Париже, который так любил Маяковский, на Международной выставке декоративного искусства они завоевали второе место.
«Реклам-конструктор» завершил свое существование через два года после старта, но за этот период их плакаты стали узнавать благодаря уникальным лозунгам, креативному и яркому оформлению, и, конечно, особому стилю, который после не смог повторить никто.
Сколько стоило заказать рекламу у лучших маркетологов СССР?
Обозначим сразу, это было недешево. А бывает дешево у хороших специалистов? Но за то качество и отдачу, которые предлагал дуэт, этого было даже мало.
Конфетная этикетка..............................................................................................................15₽
Шоколадная этикетка.........................................................................................................30₽
«Плакат орнаментальный и пейзажный»..............................................................100-150₽
«Плакат фигурный и жанровый»............................................................................150-200₽
Световая агитреклама......................................................................................................100₽
Чтобы лучше понять цену, сравним: входной билет на поэтический вечер Маяковского стоил рубль. Один рубль.
Таким образом, реклама приносила поэту и художнику отличные деньги.
Конфетная этикетка.....................................................................15₽
Шоколадная этикетка.................................................................30₽
«Плакат орнаментальный и пейзажный»......................100-150₽
«Плакат фигурный и жанровый»....................................150-200₽
Световая агитреклама..............................................................100₽
Филип Котлер, о котором мы вскользь упомянули в начале, считается создателем маркетинга. Но я попробую возразить: гений маркетинга и мастер донесения верной идеи до народа родился и сформулировал основные теории маркетинга гораздо раньше Котлера. И нет, это уже не Ленин — он умел продавать, но профи в составлении именно маркетинговой стратегии не был. А Маяковский — был.
Как он делал гениальные вещи? Почему его слоганы зомбировали людей? Какова была его рекламная стратегия? Давайте разбираться на трёх языках: на русском, на языке рекламщиков того времени и на языке современных маркетологов.
Во-первых, Маяковский относился к рекламе со всей любовью
Во-вторых, как мы уже говорили, поэт настаивал на рекламе без канцелярщины и сложных терминов: нет ничего хуже рекламы, не понятной народу.
Максим Ильяхов, здравствуйте! Вы знали, что продолжаете дело Маяковского?
Реклама - это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала «знаменитое» имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо.
Призывы в рекламе звучали просто, понятно и напрямую к читателю. Маяковский пропускал первые 15 минут знакомства с людьми и обращался к ним сразу на «ты». Агрессивное повелительное наклонение «Давай!», «Даешь!», не оставляющие выбора призывы «Только Моссельпром!», «Нигде, кроме как в Моссельпроме!» придавали рекламе Маяковского особый шарм. Его и хотел добиться поэт: по его мнению, реклама должна выглядеть так, чтобы человек после мимолетного взгляда на нее бросал все и бежал покупать изображаемый на плакате товар:
Какая канцелярщина - извещает, доводит до сведения, объявляет! Кто ж на эти призывы пойдет?!
Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!
Взгляните на любой рекламный баннер того времени: вряд ли у вас возникнет желание остановиться и подробно его рассмотреть. Маяковский и Родченко с помощью ярких цветов и необычных техник иллюстрации плакатов сформировали правило трех секунд: у читателя есть только три секунды, чтобы решить — пойдет он в этот магазин или нет.

И Маяковский свято чтил это правило: его плакаты не то что заставляют обратить на себя внимание, они притягивают вас надолго: интересно рассмотреть каждую деталь рисунка.
Правило трех секунд
Кажется, тогда рекламщики и не знали про СТА — призыв к действию. Сейчас каждый маркетолог, даже прошедший двухдневные курсы Марго из Инстаграма, скажет вам, что СТА — неотъемлемая часть любого рекламного объявления. И Маяковский это знал. «Надо звать», — повторял он. И это «звать» у него получалось отлично!
СТА
Лучшее фото для рекламы — то, на котором человек что-то делает с вашим продуктом. Любое взаимодействие — всегда кстати, оно повышает эффективность объявления: нам на подсознательном уровне хочется непременно повторить то, что изображено. У Маяковского на плакатах люди не просто стоят рядом с товаром, а что-то делают с ним.
Хочу как на картинке!
Мы неосознанно больше доверяем тем, кто рядом с нами: друзьям, коллегам, родственникам. Маяковский отлично этим пользовался: на его плакатах изображены простые советские люди в обычной одежде. И никакой тебе Оленьки Бузовой.
Наравне с народом
Скажи мы это Маяковскому в лицо, уже получили бы пару едких ответов. Но его тут нет, и мы тихонечко обсудим:
Маяковский был великолепным драматургом и маркетологом. Чувствуете, чем пахнет? Гениальной контент-стратегией. Все истории в Инстаграме и прогревы у ваших любимых блогеров основаны именно на драматургии и на азах маркетинга.
Маяковский снял не один фильм, причем очень удачно (чего только стоит «Барышня и хулиган») — многие считали его гениальным режиссером. А почему поэт был гениальным маркетологом мы уже рассказали и надеемся, что убедили.
Так вот, Маяковский в 1926 году написал статью «Как делать стихи?»
И с 1926 года лучшего учебника по контент-маркетингу не нашлось. А просмотрев пару баттлов Oxxxymiron'a и прослушав пару песен остальных рэперов, вы с удивлением поймете, что эта статья — методичка еще и по рэпу.
Маяковский в простой форме сформулировал истины, которыми пользуются и сейчас. Это — адаптированные правила, позаимствованные у Алексея.
1. На текст должен быть социальный заказ. Наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением или текстом.

2. Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха. Надо вырабатывать готовые вещи только тогда, когда чувствуешь ясный социальный заказ. Если задачу можно решить как-то по-другому, не текстом и не стихом — лучше не пачкать бумагу.

3. Чтоб правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий. Он сам должен быть в борьбе, лично чувствовать потребность.

4. Поэзия — производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство.

5. Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.

7. Хорошая записная книжка и умение обращаться с нею важнее умения писать без ошибок подохшими размерами.

8. Ценность имеет текст, выполняющий социальный заказ. Ритм, форма, красота и манера крайне важны, но они на втором месте.

9. В создании текста нет никаких секретов, важно лишь жгучее желание этим заниматься, борьба (социальный заказ) и ежедневная практика.

10. Хочешь быть поэтом — будь им. Говори как поэт, одевайся как поэт, пиши и пей как поэт.
Примените немного креативности и проанализируйте то, что вы сейчас видите в Инстаграме. Мы, проведя такие параллели, были сильно удивлены.
Лирическое отступление, которое относится не только к маркетингу
Маяковский делал то, что любил, и любил то, что делал. Поэтому ему было привычно спать по 4 часа в день (если не меньше) и отдавать всего себя работе. Потратьте 3 минуты и посмотрите отрывок из сериала про жизнь Маяковского «Два дня»: без этого фрагмента читать дальше — бессмысленно.
В эпизоде очень ярко отражено отношение Маяковского к своему делу. Он не умел жить посредственно — по словам Лили Брик, он боялся «самоуспокоенности», боялся быта.
Владимир Владимирович на первый взгляд кажется диким и неотесанным. На самом деле, Маяковский — очень добрый человек и по сути своей — альтруист. Ему хотелось сделать все, что в его силах, для народа, для Лили, для товарищей. Работа для него — смысл жизни, именно поэтому все, к чему он прикасался, становилось уникальным.
Вот, что думал сам поэт на этот счет:
Вспоминаю — отдыхов не было. Работали в огромной нетопленой, сводящей морозом (впоследствии — выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА. Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова
Маяковский, несомненно — гений маркетинга. Он знал, что сказать, и как показать людям именно то, что ему было нужно. Он умело пользовался этим и в жизни: назовете цифру всех его женщин? За действиями Маяковского наблюдали и наблюдают множество рекламных агентств. Дело в том, что Владимир Владимирович сформулировал основные негласные истины и правила маркетинга задолго до его официального появления. Его плакаты до сих пор на слуху, а маркетологи берут с него пример.

Маяковский — гениален как поэт, как драматург, и как маркетолог!
Лонгриду будет грустно, если его прочитаете только вы
Если вам понравилось и вы хотите поднять настроение автору, жмите лайк!
Если вам понравилось и вы хотите поднять настроение автору, жмите лайк!
Made on
Tilda